МБДОУ «Детский сад №255», +7 (846) 262-05-41, 443067, г. Самара, ул. Гагарина, д. 131

Об образовании в МБДОУ

Уровень образования

Дошкольное образование.

Форма обучения

Очная.

Нормативный срок обучения

5 лет и 3 (компенсирующей направленности) года.

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы

....

Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам 

135 детей.

Язык, на котором осуществляется образование

Русский.


Обучение и воспитание детей в МБДОУ детском саду осуществляется на русском языке.

Тип — дошкольное образовательное учреждение

Вид — детский сад комбинированного вида

Категория — вторая

Уровень (ступень) образования — дошкольное образование.

Направленность — общеразвиваюшая направленность, компенсирующая направленность.

Вид программы: основная. Срок освоения 5 лет и 3 (компенсирующей направленности) года.

Вид образовательной программы: дополнительная:

Художественно-эстетической и культурологической направленности. Срок освоения 5 лет и 3 года (в группах компенсирующей направленности).

Программы общеразвивающей направленности осваивают 135 детей.

Компенсирующей направленности — 58 детей.

Дополнительные программы осваивают 135 детей.

Форма обучения детей очная. Основной формой организации детей являются занятия. Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп. В детском саду используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения.

Проведение занятий в Бюджетном учреждении организуется по группам. Продолжительность и режим занятий устанавливаются локальными актами Бюджетного учреждения в соответствии с законодательством.

В режиме дня каждой возрастной группы определено время проведения и количество занятий согласно санитарных норм и правил.


Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок

В нашем ДОУ обучаются и воспитываются два ребенка инвалида в группе для детей с задержкой психического развития.

Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет. Одна из основных ошибок родителей в воспитании детей-инвалидов заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском садике за ним не будет должного ухода. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Конечно, речь идет о тех детях, состояние здоровья которых позволяет посещать дошкольные учебные заведения. Сегодня во всех городах России функционируют специальные детские сады или центры, которые обеспечивают полный уход и заботу о детях-инвалидах с задержкой психического развития, с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т. д. Здесь с детьми-инвалидами занимаются по специальным реабилитационным программам опытные воспитатели, психологи, логопеды, врачи.

Данные дети, как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждается в том, чтобы окружающая его среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. Что едва ли может быть достигнуто в коллективе, в котором собраны исключительно дети, имеющие аналогичные физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы.

Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных заведений у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.

Окружающих, то есть нас с вами, при этом можно понять. В нашем детстве почти не было таких детей - они были спрятаны все там же, за сплошными стенами «лесных» школ, интернатов. Мы видим их отличие от нас, их особенности, и думаем, что и общаться с ними надо иначе, а вот как - не знаем. Неуютно признаваться в своей необразованности, а уж перед «инвалидом», «неполноценным»—и подавно, гораздо проще заклеймить - «таким нет места в обществе». Думаем, что не надо объяснять, что прямым продолжением такой логики и практики становится дискриминация целого социального слоя, причем - одного из самых уязвимых и беспомощных, а именно особенных детей и особенных людей.

Ну да ладно, не надо о грустном. В нашем саду открыты 4 группы для детей с ОВЗ.

С самого начала дети попали под пристальное, но ненавязчивое внимание различных специалистов. Единой командой работают опытные воспитатели, логопеды, дефектолог.

Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада занятиями рисованием, лепкой, музыкой, развитием речи и др. Но работу воспитателей и педагогов отличает особая гибкость, умение предложить детям инвалидам задание, посильное и интересное каждому, включить каждого в общую деятельность.

Дети и в будничной, повседневной, и в праздничной обстановке живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто «может» все, что положено по возрасту, и теми, кто затрудняется.

Дети занимаются по основной адаптированной программе для детей с ЗПР, для них написаны адаптированные программы.

Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.

По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную, полную:

  • «точечной инклюзией» называется , когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
  • «Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.

Вариант «полной инклюзии» — посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения. Наши дети включены в вариант « Полной инклюзии».

В работе с семьей воспитатель ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное – целенаправленное стремление вызвать у родителей интерес к своему ребенку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка нормализации отношений в семье, если там заметно неблагополучие. Прикасаясь к деликатной сфере семейных отношений, воспитатель главную ставку делает на индивидуальную работу с родителями детей.

В то же время большие возможности содержатся в различных формах фронтальной работы с родителями .Совместная деятельность будет способствовать лучшему взаимному взаимопониманию, объединению их усилий в интересах детей, формировать чувство сопричастности .

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Необходимо понять, что включение – это не интеграция, это более широкое понятие.

  • Включение – это больше, чем интеграция
  • Дети живут вместе в компенсирующей группе детского сада
  • Специалисты помогают детям.

Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка

  • Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные
  • Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
  • Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  • Каждый человек способен чувствовать и думать
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  • Все люди нуждаются друг в друге
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Правила инклюзивного образовательного учреждения

  • Все воспитанники равны в детском сообществе
  • Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня
  • У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
  • Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников
  • Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников
  • Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника
  • Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса
  • Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности.

Профессиональные качества педагога, осуществляющего инклюзивное воспитание и развитие

  • Он достаточно гибок
  • Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы в работе с ребенком
  • Он уважает индивидуальные различия
  • Он умеет слышать советы коллег и применять рекомендации членов коллектива
  • Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в группе.

Родители (обычных детей) могли сами увидеть и убедиться в том, что совместное обучение детей с разными психофизическими возможностями не только не вредит, а во многом даже приносит пользу. Например, они чаще стали замечать в поступках своих здоровых детей проявления милосердия, доброты, желания придти на помощь.

Организация доступности объекта для инвалидов

 № п/п  Категория инвалидов (вид нарушения)   Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)*
 1  Все категории инвалидов   Доступно условно
 2  Передвигающиеся на креслах-колясках   Доступно условно
 3  С нарушениями опорно-двигательного аппарата   Доступно условно
 4  С нарушением зрения   Доступно условно
 5  С нарушением слуха   Доступно условно
 6  С нарушениями умственного развития   Доступно условно

Организация доступности основных структурно-функциональных зон

 № п/п  Основные структурно-функциональные зоны  Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов
 1  Территория, прилегающая к зданию (участок)   доступно частично избирательно
 2  Входы/выходы в здание/из здания   доступно частично избирательно
 3  Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)   доступно частично избирательно
 4  Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)   доступно частично избирательно
 5  Санитарно-гигиенические помещения   доступно частично избирательно
 6  Система информации и связи (на всех зонах)   доступно частично избирательно
 7  Пути движения к объекту (от остановки транспорта)   доступно частично всем

Средства обучения и воспитания воспитанников, в том числе, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Для осуществления образовательной деятельности с воспитанниками групп общеразвивающей направленности, и воспитанниками с ОВЗ и инвалидами, используются следующие средства обучения и воспитания:
1. Предметы материальной культуры. Игрушки (в том числе, больших размеров)

  • сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.
  • дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры
  • игрушки-забавы
  • спортивные тренажеры, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д.
  • музыкальные игрушки металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.
  • театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.)
  • наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.; - технические игрушки:
    фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, детские швейные машины и др.
  • строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.
  • игрушки-самоделки и разных материалов
  • игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», и др.
  • натуральные объекты: объекты растительного мира
  • реальные предметы (объекты)
  • изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии
  • оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, игровое оборудование и пр.
  • дидактический материал (в том числе, раздаточный материал).

2.Технические средства обучения

Технические устройства (аппаратура)

  • мультимедийные проекторы
  • мультимедийные экраны
  • магнитофоны, музыкальные центры, ноутбуки, музыкальные центры
  • телевизоры
  • периферийные устройства (мониторы, клавиатура, принтеры, сканеры, звуковые колонки и др.); Дидактические средства обучения (носители информации)
  • звуковые – аудиозаписи музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки
  • экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации, электронные дидактические игры, фильмы

3.Учебно- методическое обеспечение

  • учебные пособия
  • методические разработки

4. Художественные средства

  • предметы декоративно-прикладного искусства, детская художественная литература и др.;

5.Средства наглядности (плоскостная наглядность)

Плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин/), предметные картинки, календарь природы и пр.;

6.Средства общения

  • вербальные средства (речь)
  • невербальные средства: визуальное взаимодействие;

Тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве

7.Средства стимулирование познавательной деятельности» помощь в обучении

  • помощь–замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос подсказывает ход решения задачи)
  • помощь-подражание (демонстрация образцов действий)
  • помощь – сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из неё)
  • помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач)
  • противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеет, т.е. «сопротивление» познавательного материала

При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования

  • учет возрастных и психологических особенностей воспитанников
  • гармоничное использование разнообразны средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
  • учет дидактических целей
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения;

Выбор средств обучения зависит от

  • возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
  • типа и структуры занятияколичества детей;
  • интереса детей
  • конкретных образовательных задач
  • особенностей личности педагога, его квалификации.

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий приспособлено для использования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для данной категории воспитанников предусмотрены кабинеты – логопедический кабинет, кабинет дефектолога. На территории, рядом с центральной калиткой , имеется пандус.

Печать E-mail