МБДОУ «Детский сад №255», +7 (846) 262-05-41, 443067, г. Самара, ул. Гагарина, д. 131

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ОВЗ

О наличии оборудованных учебных кабинетов

Педагоги в ДОУ стремятся обеспечить условия, необходимые для сохранения и укрепления физического, психического и психологического здоровья детей, их психофизического, интеллектуального и личностного развития. Развитие детей осуществляется через взаимодействие со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для них сферах жизни (игровой, познавательной, продуктивной и другой).

Педагогическая среда создается с учетом возрастных возможностей, зарождающихся половых склонностей и интересов, и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного развития каждого ребенка.

Педагоги стремятся создать в ДОУ комфортную и уютную для детей обстановку с учетом требований ФГОС к предметно-развивающей среде. Смотры-конкурсы способствуют обновлению, пополнению, систематизации оборудования, оформлению развивающей среды в соответствии с принципами, рекомендациями авторов программ. Педагоги стремятся гибко и вариативно использовать пространство группы. При подборе пособий, игрушек учитывают возможность многофункционального использования. В ДОУ созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей.

Здание, игровая площадка, оборудование содержится в чистоте и хорошем состоянии, исключающем опасность для детей: нет острых углов, заноз, гвоздей, оборудование закреплено. Все моющие средства закрыты и недоступны детям. Мебель стандартная, соответствует ростовым показателям. Санитарные правила содержания ДОУ выполняются. Для реализации оздоровительных задач, физического развития детей созданы следующие условия:

  • физкультурно-музыкальный зал
  • спортивное оборудование, позволяющее обеспечивать достаточную моторную плотность занятий и интерес к выполнению движений и упражнений ( маты, гимнастические скамейки, лестницы, мячи разных размеров, гимнастические палки и т.д. )
  • в каждой группе для развития двигательной активности детей оборудованы спортивные центры (кегли, мячи, кольцебросы, городки, различные виды дорожек для коррегирующей ходьбы и др. ).

Для формирования навыков безопасного поведения на улице в каждой группе оборудованы центры безопасности движения

  • настольно-печатные и дидактические игры, знакомящие с правилами дорожного движения, развивающие пространственную ориентацию, словесную регуляцию действий, умение работать по правилам, инструкциям
  • макеты
  • иллюстрации, ситуации, дорожные знаки, альбомы
  • разные виды транспорта
  • детская литература
  • детские работы
  • оборудование сюжетно – ролевых игр («Водитель», «Гараж» и т.д.)

В группах созданы центры активности для организации сюжетно – ролевых игр, соответствующие возрастным возможностям и потребностям воспитанников. Организация игровых уголков не ограничивается несколькими стандартными сюжетами («Больница», «Магазин» и др.).Для игр используются различные декорации, элементы костюмов, придающие достоверность ситуации. Широко используются не только игрушки, но и предметы-заместители, бросовый материал, развивающие все виды восприятия, сенсорные представления, основные мыслительные операции. При планировании игровых центров предусмотрена поло-ролевая дифференциация детей. В группах (особенно в коррекционных ) много развивающих игр (мозаики, конструкторы, лото и т.д. ), оказывающих существенное влияние на развитие интеллекта. Оформление и достаточное оборудование игровых центров позволяет организовывать свободную, совместную деятельность детей.

В каждой группе оформлены центры «Играем в театр», в которых представлены разные виды театров. Дети с удовольствием смотрят сказки, показываемые взрослыми, и разыгрывают их сами. Дети старшего дошкольного возраста способны придумать ситуацию, сказку и разыграть ее. Драматизации помогают детям раскрыться, стать более раскованными. Педагоги групп коррекции побуждают детей, с помощью театрализованной деятельности, к свободному речевому общению и используют для коррекционной работы, создают оптимальные условия для развития мотивационной сферы детей, формируя познавательные мотивы, речевые навыки, межличностные отношения (ширмы, пальчиковые, плоскостные куклы, куклы би-ба-бо и др.).

Оборудование экологических центров направлено на расширение представлений воспитанников об окружающем, развитие наблюдательности, восприятия, экологической культуры (календари природы, цветы, аквариумы, огород на подоконнике, мини-лаборатории, поделки из природного материала и т.п.). Дети с удовольствием наблюдают, ухаживают в группах есть необходимые материалы для организации трудовой деятельности ).

Для развития изобразительной деятельности, самовыражения в группах созданы центры креативного развития, в которых представлены разные изобразительные материалы (трафареты, картон, бумага, краски, напольные и настольные конструкторы , альбомы для рассматривания и др.).Все это позволяет использовать различные материалы, осваивая их свойства и отражая свои знания, умения, чувства в работе. В группах оформляются выставки детских работ, коллективных панно. Наличие такого центра позволят каждому ребенку в любой момент заняться рисованием, конструированием, реализовать свои творческие возможности. На занятиях изо. цикла детей знакомят с использованием материалов, различными техниками изображения, в том числе нетрадиционными.

Создание музыкальной среды включает

  • наличие звучащих игрушек (в т.ч. из бросового материала)
  • муз. инструменты (аккордеоны, гармошки, металлофоны, ложки, румбы и т.д.)
  • музыкально-дидактические игры для развития высоты звука, ритма и т.д.
  • аудиотехника

Часто используется музыкальное сопровождение режимных моментов (на занятиях, как фон в свободной деятельности детей и т.д.), что способствует снятию чрезмерной возбудимости и нервозности, или наоборот, музыка заряжающая своим настроением.

Оформлены краеведческие центры (карты, альбомы, книги, поделки. Например: крепость Самары, костюмы народов Поволжья, Герб, Гимн, открытки и т.п.)

  • книги разного формата, жанра, в том числе энциклопедии, буквари
  • издания периодики («Неугомонные детки», «Научи меня, мама» и т.п.)
  • серии сюжетных картинок
  • дидактические игры (по подбору прилагательных, составление словосочетаний и предложений, труднопроизносимые слова и т.п.)

В группах коррекции оформлены речевые газеты (картинки по теме недели, загадки, ребусы, слоговые таблицы и т.п.).

В коррекционных группах развивающая среда направлена на решение коррекционных задач. В группе ЗПР много игр и пособий на развитие сенсорной сферы, моторики, внимания, речи, мышления и т.д. В группах ТНР акцент в создании развивающей среды сделан на речевое развитие (игры и пособия на активизацию словарного запаса, грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие психических процессов).

На наш взгляд, для реализации коррекционных целей и задач созданы и видоизменяются благоприятные условия. Оборудование предметно-развивающей среды тщательно продумано на всей территории ДОУ и способствует разностороннему развитию детей.

О наличии оборудованных объектов для проведения практических занятий

Методический кабинет

Методический кабинет предназначен для методической работы, педсоветов, для подготовки дидактических материалов, для диагностической работы, работы с воспитанниками. В методическом кабинете имеется компьютер, принтер, ксерокс, выход в Интернет, методическая и детская литература, пособия для проведения с воспитанниками воспитательно-образовательной деятельности.

Музыкально-спортивный зал

Музыкальный зал ДОУ укомплектован современной аппаратурой (фортепиано, музыкальный центр, колонки, беспроводные микрофоны, интерактивная доска, проект), необходимым оборудованием для занятий с детьми (различные детские музыкальные инструменты, костюмы для театрализованных представлений, элементы декораций, предметы для танцевальных занятий — колокольчики, ленточки, зонтики и т.д.).

Как физкультурный зал, он оснащен современным спортивным оборудованием: дугами для подлезания, коррекционными мячами различной формы, обручами, скакалками, мячами в достаточном количестве, ребристыми коррекционными дорожками для хождения, шведской стенкой, малогабаритными активными центрами из прочного пластика для разнообразия двигательной активности и увлекательной игры детей, массажными ковриками. Данное оснащение обеспечивают игровую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных и коммуникативных играх.

Кабинеты учителя-логопеда/учителя-дефектолога/педагога-психолога

В ДОУ оборудованы 3 логопедических кабинета и 1 кабинет дефектолога, во всех кабинетах специалистов имеется полный комплект пособий, необходимых для работы с детьми данной категории. Кабинеты узких специалистов разделены на различные функциональные зоны, оснащены современным логопедическим, психологическим и дефектологическим оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям СанПиНа.

В таких условиях создается необходимая коррекционно-развивающая среда, целью которой является создание необходимых предпосылок для исправления и преодоления речевых и психологических нарушений, а также адаптации детей с ОВЗ и инвалидностью.

О наличии оборудованных библиотек

Отдельного помещения для библиотеки нет, литература находится в методическом кабинете:

— учебная и методическая литература;

— периодическая печать;

— детская художественная литература.

О наличии оборудованных объектов спорта

В ДОУ имеется спортивная площадка с баскетбольным кольцом с грунтовым покрытием, площадка для прыжков в длину, «тропа здоровья», шведская стенка, песочная яма, волейбольная сетка, переносные футбольные ворота, имеется необходимый инвентарь, техническое состояние инвентаря — удовлетворительное, в соответствии с возрастом и требованиями СанПиН.

Для организации прогулок используется игровая зона, оснащённая теневыми навесами-беседками и выносным спортивным инвентарем (мячи, бадминтон,скакалки и др.)

Имеется 5 (пять) прогулочных участков, каждый из которых оборудован песочницей. На участках имеются малые архитектурные формы. Асфальтовое покрытие используется для подвижных игр и индивидуальной работы с детьми (классики, зона для прыжков, зона для бега и метания и др.)

На территории ДОУ для организации прогулок с детьми находится детское игровое оборудование для лазания, подтягивания, перепрыгивания; песочницы; столики и скамейки для спокойных игр и бесед.

О наличии оборудованных средствах обучения и воспитания

При реализации Программы в ДОУ используются различные средства, представленные совокупностью материальных и интерактивных объектов:

— демонстрационные и раздаточные;

— визуальные, аудийные, аудиовизуальные;

— естественные и искусственные;

— реальные и виртуальные.

Эти средства используются для развития следующих видов деятельности детей:

— двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другое);

— предметной (образные и дидактические игрушки, реальные предметы и другое);

— игровой (игры, игрушки, игровое оборудование и другое);

— коммуникативной (дидактический материал, предметы, игрушки, видеофильмы и другое);

— познавательно-исследовательской и экспериментирования (натуральные предметы и оборудование для исследования и образно- символический материал, в том числе макеты, плакаты, модели, схемы и другое);

— чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

— трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);

— продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и

— конструирования);

— музыкальной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и

— другое).

Вариативность форм, методов и средств реализации Программы зависит не только от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребёнка в образовательном процессе.

Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Информационная база МБДОУ «Детский сад № 255» г.о. Самара оснащена

  • электронной почтой
  • выходом в Интернет
  • разработан и действует сайт учреждения

Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Доступ к сети Интернет осуществляет провайдер ОАО «Ростелеком». В ДОУ в наличии имеется 6 персональных компьютеров, 2 ноутбука, 5 МФУ, 3 принтера, выход в интернет с электронным почтовым ящиком, мультимедийное оборудование (проектор и интерактивная доска), 1 музыкальный центр, средства сетевого взаимодействия, поддерживающие оперативный обмен информацией.

Информационные технологии регулярно применяются педагогами в процессе работы с детьми, родителями и при участии в методических мероприятиях ДОУ.

С детьми и родителями:

— видеосъемка открытых занятий, режимных моментов, праздников для организации обсуждения с родителями и детьми;

— фотосъемка различных моментов из жизни детей для демонстрации родителям и для организации бесед с детьми;

— оформление печатных карточек по разным темам (Word);

— разработка презентаций (Power point) на различные темы для обсуждений с детьми.

Для методических мероприятий:

— оформление документации,

— текстов выступлений в печатном виде (Word),

— оформление презентаций (Power point) для выступлений на семинарах, использование информации из сети Интернет для работы с детьми и для обмена опытом с коллегами из других регионов.

Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

К электронным образовательным ресурсам самостоятельный доступ обучающихся, в том числе детей с ОВЗ и инвалидностью, не обеспечивается.

О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

Жилые помещения в общежитии, интернате, формирование платы за проживание в общежитии отсутствуют (в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья)

О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

Жилые помещения в общежитии, интернате, формирование платы за проживание в общежитии отсутствуют (в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья)

Печать E-mail