Об образовании в МБДОУ
Уровень образования
Дошкольное образование.
Форма обучения
Очная.
Нормативный срок обучения
5 лет и 3 (компенсирующей направленности) года.
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы
Основные образовательные программы ДОО подлежат ежегодной корректировке и не проходят аккредитацию.
МБДОУ «Детский сад № 255» г.о.Самара не реализует Образовательные программы с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик.
При реализации образовательных программ электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не предусмотрены.
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам
Численность обучающихся составляет 141 чел.
За счет Федерального бюджета-0.
За счет бюджета субъекта РФ-18.
Местный бюджет-141.
По договорам за счет средств физических(юридических) лиц-18.
Среди 141 численности обучающихся иностранных граждан-нет.
Язык, на котором осуществляется образование
Русский.
Обучение и воспитание детей в МБДОУ детском саду осуществляется на русском языке.
Тип — дошкольное образовательное учреждение
Право осуществления образовательной деятельности регулируется лицензией № 6317 от 14.12.2015
Основной гос.регистрационный номер юридического лица (ОГРН) 1026301508881. Серия 63Л01 № 0001966. Приложение №1 от 14.12.2015 № 6317. Серия 63П01 № 0003010
Вид — детский сад комбинированного вида
Категория — вторая
Уровень (ступень) образования — дошкольное образование.
Направленность — общеразвиваюшая направленность, компенсирующая направленность.
Вид программы: основная. Срок освоения 5 лет и 3 (компенсирующей направленности) года.
Вид образовательной программы: дополнительная:
Художественно-эстетической и культурологической направленности. Срок освоения 5 лет и 3 года (в группах компенсирующей направленности).
Программы общеразвивающей направленности осваивают 86 детей.
Компенсирующей направленности — 55 детей.
Дополнительные программы осваивают 141 ребенок.
Форма обучения детей очная. Основной формой организации детей являются занятия. Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп. В детском саду используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения.
Проведение занятий в Бюджетном учреждении организуется по группам. Продолжительность и режим занятий устанавливаются локальными актами Бюджетного учреждения в соответствии с законодательством.
В режиме дня каждой возрастной группы определено время проведения и количество занятий согласно санитарных норм и правил.
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок
В нашем ДОУ обучаются и воспитываются два ребенка инвалида в группе для детей с задержкой психического развития.
Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет. Одна из основных ошибок родителей в воспитании детей-инвалидов заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском садике за ним не будет должного ухода. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Конечно, речь идет о тех детях, состояние здоровья которых позволяет посещать дошкольные учебные заведения. Сегодня во всех городах России функционируют специальные детские сады или центры, которые обеспечивают полный уход и заботу о детях-инвалидах с задержкой психического развития, с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т. д. Здесь с детьми-инвалидами занимаются по специальным реабилитационным программам опытные воспитатели, психологи, логопеды, врачи.
Данные дети, как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждается в том, чтобы окружающая его среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. Что едва ли может быть достигнуто в коллективе, в котором собраны исключительно дети, имеющие аналогичные физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы.
Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных заведений у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.
Окружающих, то есть нас с вами, при этом можно понять. В нашем детстве почти не было таких детей - они были спрятаны все там же, за сплошными стенами «лесных» школ, интернатов. Мы видим их отличие от нас, их особенности, и думаем, что и общаться с ними надо иначе, а вот как - не знаем. Неуютно признаваться в своей необразованности, а уж перед «инвалидом», «неполноценным»—и подавно, гораздо проще заклеймить - «таким нет места в обществе». Думаем, что не надо объяснять, что прямым продолжением такой логики и практики становится дискриминация целого социального слоя, причем - одного из самых уязвимых и беспомощных, а именно особенных детей и особенных людей.
Ну да ладно, не надо о грустном. В нашем саду открыты 4 группы для детей с ОВЗ.
С самого начала дети попали под пристальное, но ненавязчивое внимание различных специалистов. Единой командой работают опытные воспитатели, логопеды, дефектолог.
Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада занятиями рисованием, лепкой, музыкой, развитием речи и др. Но работу воспитателей и педагогов отличает особая гибкость, умение предложить детям инвалидам задание, посильное и интересное каждому, включить каждого в общую деятельность.
Дети и в будничной, повседневной, и в праздничной обстановке живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто «может» все, что положено по возрасту, и теми, кто затрудняется.
Дети занимаются по основной адаптированной программе для детей с ЗПР, для них написаны адаптированные программы.
Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.
По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную, полную:
- «точечной инклюзией» называется , когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
- «Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.
Вариант «полной инклюзии» — посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения. Наши дети включены в вариант « Полной инклюзии».
В работе с семьей воспитатель ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное – целенаправленное стремление вызвать у родителей интерес к своему ребенку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка нормализации отношений в семье, если там заметно неблагополучие. Прикасаясь к деликатной сфере семейных отношений, воспитатель главную ставку делает на индивидуальную работу с родителями детей.
В то же время большие возможности содержатся в различных формах фронтальной работы с родителями .Совместная деятельность будет способствовать лучшему взаимному взаимопониманию, объединению их усилий в интересах детей, формировать чувство сопричастности .
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Необходимо понять, что включение – это не интеграция, это более широкое понятие.
- Включение – это больше, чем интеграция
- Дети живут вместе в компенсирующей группе детского сада
- Специалисты помогают детям.
Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка
- Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные
- Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
- Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
- Каждый человек способен чувствовать и думать
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
- Все люди нуждаются друг в друге
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Правила инклюзивного образовательного учреждения
- Все воспитанники равны в детском сообществе
- Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня
- У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
- Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников
- Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников
- Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника
- Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса
- Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности.
Профессиональные качества педагога, осуществляющего инклюзивное воспитание и развитие
- Он достаточно гибок
- Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы в работе с ребенком
- Он уважает индивидуальные различия
- Он умеет слышать советы коллег и применять рекомендации членов коллектива
- Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в группе.
Родители (обычных детей) могли сами увидеть и убедиться в том, что совместное обучение детей с разными психофизическими возможностями не только не вредит, а во многом даже приносит пользу. Например, они чаще стали замечать в поступках своих здоровых детей проявления милосердия, доброты, желания придти на помощь.
Организация доступности объекта для инвалидов
№ п/п | Категория инвалидов (вид нарушения) | Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)* |
1 | Все категории инвалидов | Доступно условно |
2 | Передвигающиеся на креслах-колясках | Доступно условно |
3 | С нарушениями опорно-двигательного аппарата | Доступно условно |
4 | С нарушением зрения | Доступно условно |
5 | С нарушением слуха | Доступно условно |
6 | С нарушениями умственного развития | Доступно условно |
Организация доступности основных структурно-функциональных зон
№ п/п | Основные структурно-функциональные зоны | Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов |
1 | Территория, прилегающая к зданию (участок) | доступно частично избирательно |
2 | Входы/выходы в здание/из здания | доступно частично избирательно |
3 | Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации) | доступно частично избирательно |
4 | Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) | доступно частично избирательно |
5 | Санитарно-гигиенические помещения | доступно частично избирательно |
6 | Система информации и связи (на всех зонах) | доступно частично избирательно |
7 | Пути движения к объекту (от остановки транспорта) | доступно частично всем |
Средства обучения и воспитания воспитанников, в том числе, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Для осуществления образовательной деятельности с воспитанниками групп общеразвивающей направленности, и воспитанниками с ОВЗ и инвалидами, используются следующие средства обучения и воспитания:
1. Предметы материальной культуры. Игрушки (в том числе, больших размеров)
- сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.
- дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры
- игрушки-забавы
- спортивные тренажеры, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д.
- музыкальные игрушки металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.
- театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.)
- наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.; - технические игрушки:
фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, детские швейные машины и др. - строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.
- игрушки-самоделки и разных материалов
- игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», и др.
- натуральные объекты: объекты растительного мира
- реальные предметы (объекты)
- изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии
- оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, игровое оборудование и пр.
- дидактический материал (в том числе, раздаточный материал).
2.Технические средства обучения
Технические устройства (аппаратура)
- мультимедийные проекторы
- мультимедийные экраны
- магнитофоны, музыкальные центры, ноутбуки, музыкальные центры
- телевизоры
- периферийные устройства (мониторы, клавиатура, принтеры, сканеры, звуковые колонки и др.); Дидактические средства обучения (носители информации)
- звуковые – аудиозаписи музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки
- экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации, электронные дидактические игры, фильмы
3.Учебно- методическое обеспечение
- учебные пособия
- методические разработки
4. Художественные средства
- предметы декоративно-прикладного искусства, детская художественная литература и др.;
5.Средства наглядности (плоскостная наглядность)
Плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин/), предметные картинки, календарь природы и пр.;
6.Средства общения
- вербальные средства (речь)
- невербальные средства: визуальное взаимодействие;
Тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве
7.Средства стимулирование познавательной деятельности» помощь в обучении
- помощь–замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос подсказывает ход решения задачи)
- помощь-подражание (демонстрация образцов действий)
- помощь – сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из неё)
- помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач)
- противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеет, т.е. «сопротивление» познавательного материала
При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования
- учет возрастных и психологических особенностей воспитанников
- гармоничное использование разнообразны средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
- учет дидактических целей
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения;
Выбор средств обучения зависит от
- возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
- типа и структуры занятияколичества детей;
- интереса детей
- конкретных образовательных задач
- особенностей личности педагога, его квалификации.
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий приспособлено для использования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для данной категории воспитанников предусмотрены кабинеты – логопедический кабинет, кабинет дефектолога. На территории, рядом с центральной калиткой , имеется пандус.