Доступная среда
Информация о созданных в МБДОУ « Детский сад № 255» г. о. Самара условиях для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидах
В МБДОУ работает 4 группы для детей с ОВЗ ( 3 группы для детей с общим недоразвитием речи и 1 группа для детей с задержкой психического развития) Ежегодно численность детей в данных группах варьируется от 40 до 60 человек. Из них 3 инвалида общего заболевания. Детей с трудностями в передвижении нет.
Рядом с калиткой детского сада есть пандус. Вход в детский сад для данной категории –доступен.
Для работы с данной категорией детей разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы, образовательная и иная деятельность (культурные практики) которых прописана на основе вариативной программы для детей с ОНР от 3-до 7 лет автора Н.В.Нищева и подготовка к школе детей с ЗПР автора С.Г. Шевченко.
Для детей с ОВЗ и инвалидов работает 3 кабинета учителя-логопеда и один кабинет учителя-дефектолога. Есть совмещенный музыкальный и спортивный зал. 4 групповые комнаты. Медицинский кабинет.
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ и инвалидами, имеют педагогическое образование, аттестованы на 1 или высшую квалификационную категорию. Каждые 3 года повышают квалификацию.
С родителями (законными представителями ) данной категории детей педагоги проводят просветительскую работу для успешной социализации.
Предметно-пространственная среда, условия охраны жизни и здоровья детей , условия питания для детей с ОВЗ и инвалидов созданы благоприятные. Безопасность среды, питания, здоровья регулируются внутренними нормативно-локальными актами на основе законодательства РФ.
Все кабинеты и зал оснащены информационными и электронными ресурсами , техническими средствами обучения., что доступно детям с ОВЗ и инвалидам.
Стипендий, общежития, интерната не имеем. Выпускников не трудоустраиваем.
Выпускники поступают (в том числе с ОВЗ и инвалиды) в массовые и специализированные школы, классы КРО.
Паспорт доступности приоритетного объекта для инвалидов и других маломобильных групп населения
Паспорт доступности
Условия для детей с ОВз и инвалидов дошкольного возраста
В ДОУ созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей.
Игровая площадка защищена от уличных опасностей забором. Здание, игровая площадка, оборудование содержится в чистоте и хорошем состоянии, исключающем опасность детей: нет острых углов, заноз, гвоздей, оборудование закреплено, электрические розетки снабжены электрическими колпачками, все химикаты, моющие средства закрыты и недоступны для детей.
Мебель стандартная, соответствует ростовым показателям. Санитарные правила содержания детского сада выполняются.
Предметно-развивающая среда
Помещения |
Формы использования |
Предметно-развивающая среда |
Методический кабинет |
Осуществление методической помощи педагогам. Организация индивидуальных консультаций для педагогов. Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития. Выставка изделий народно – прикладного искусства. |
Библиотека педагогической, психологической, справочной, энциклопедической и методической литературы. Библиотека периодических изданий. Компьютер, принтер. Пособия для организации различных видов деятельности с детьми. Опыт работы педагогов. Материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов, тренингов. Демонстрационный, раздаточный материал для организации различных видов деятельности с детьми. Иллюстративный материал |
Медицинский кабинет |
Медицинский осмотр детей. Профилактические мероприятия. Консультативно – просветительская работа медсестры и врачей с родителями воспитанников |
Ростомер медицинский Облучатель 3 (6) – ламповый бактерицидный «СН- 211» Весы электронные бытовые Измеритель артериального давления и частоты пульса автоматический |
Музыкальный зал и спортивный зал |
Утренняя гимнастика. Физкультурные занятия, (двигательная деятельность). Спортивные досуги. Развлечения, праздники. Консультативная работа с родителями и воспитателями. Занятия по музыкальному воспитанию. Индивидуальные занятия. Тематические досуги. Развлечения. Театральные представления. Праздники и утренники. Консультативная, методическая помощь по развитию музыкально – эстетических способностей детей. Родительские собрания, тренинги, семинары и прочие мероприятия для родителей. Организация консультаций, семинаров, тренингов для педагогов, педагогических советов. |
Физкультурное оборудование для развития основных видов движений и развития физических качеств Стенка шведская Стенка спортивная Велотренажер Вестибулярный тренажер Туннель «гусеница» Коврик массажный со следочками Мат детский Набор спортивный Спортивный комплекс с горкой и кольцом Набор мягких модулей Библиотека методической литературы, сборники нот. Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала. Музыкальный центр. Фортепиано. Разнообразные музыкальные инструменты для детей. Подборка аудиокассет и дисков с музыкальными произведениями. Различные виды театров, ширма для кукольного театра. Детские и взрослые костюмы. Стулья для детей. |
Кабинеты учителей-логопедов и дефектолога |
Занятия подгрупповые и индивидуальные учителя-логопеда |
Наличие литературы и пособий по работе с детьми с ОНР и ЗПР |
Групповое помещение |
Игровая комната, раздевальная комната, умывальная туалетная комната, спальное помещение Организация образовательного процесса Осуществление присмотра и ухода |
|
Спортивная площадка |
Прогулка, занятия на улице по ФИЗО, игры. |
Обеспечение безопасных условий для спортивных, и подвижных игр на участке, природоведческой деятельности, занятий, досуга, праздников. |
Площадки для прогулки |
Прогулка, занятия на улице по ФИЗО, игры. |
Фонд учебной и учебно-методической литературы
Группа с ЗПР Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитие речи) с 3 до 7 лет. Нищева Н.В. Издательство: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 г.
Учебно-методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко. Книга 1. Издательство: «Школьная Пресса», 2005 г.
Учебно-методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко. Книга 2. Издательство: «Школьная Пресса», 2005 г.
И.А.Лыкова «Цветные ладошки» Издательство «Цветной мир» 2014 г.,
О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Издательство : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 г.
Специальная литература
1. Большакова С. Е. Формируем слоговую структуру слова. – М., 2006.
2. Бортникова Е.Ф. Развиваем внимание и логическое мышление. – М, 2007
3. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи. М – 2008.
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Упражнения на развитие, памяти, внимания, мышления. М – 2005.
5. Гомзяк О. С. Говорим правильно (конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе). – М., 2007. 3 ч.
6. Жукова Н. С. Букварь. – Екатеринбург, 2007.
7. Колесникова Е.В. Учебно-методическое пособие, развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет. М., 2013
8. Колесникова Е.В. Геометрические фигуры. М., 2014
9. Колесникова Е.В. От звука к букве. М, 2014
10.Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. М, 2012
11. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова. – М., 2007.
12. Крупенчук О. И. Учим буквы для детей 5-6 лет. – СПб., 2008.
13. Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. Развитие связной речи («Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М., 2006.
14. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
15. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – СПб., 2007.
16. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы . 3 ч. – СПб., 2006.
17. Нищева Н. В. Тетрадь для подготовительной логопедической группы . 3 ч. – СПб., 2007.
18. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. – СПб., 2006.
19. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 2009.
20. Учебно-методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко. Книга 1. Издательство: «Школьная Пресса», 2005 г.;
22. Учебно-методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко. Книга 2. Издательство: «Школьная Пресса», 2005 г.
Фонд учебной и учебно-методической литературы группы ОНР
1. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В.Нищева, Издательство : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 г.,
2. И.А.Лыкова «Цветные ладошки» Издательство «Цветной мир» 2014 г.,
О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Издательство : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 г,
3. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Издательство : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г.
4. Мартынова Е.А. «Физическое развитие»-Волгоград, «Учитель», 2015г.
5. Соколова Л.А. «Комплект сюжетных утренних гимнастик для дошкольников», Спб.. «Детство-Пресс»-2015г
6. Мартынова Е.А. «Физическое развитие. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 4-7 лет по программе «Детство», Изд-во «Учитель», 2014
7. Соколова Л.А.»Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников», ООО «Изд-во «Детство-Пресс», 2015
8. Л. И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 6 – 7 лет»
9. Кравченко И.В. «Прогулки в д/саду», Москва, 2011г.
10. Уланова Л.А. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет», Спб.. «Детство-Пресс»-2010г
11. «Гигиена и здоровье», Москва, «Школьная книга», 2013г
12. Данилова Т.И. «Программа Светофор», Спб.. ООО «Издательство«Детство-Пресс»-2011г
13. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (ср.гр.), Москва, 2005г.
14. Коломийченко Л.В. «Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию» , М, ТЦ Сфера, 2015г
15. Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет», Изд. 2-е доп.-Волгоград: Учитель, 2013г.
16. Шорыгина Т.А. « Беседы об основах безопасности с детьми 5-8», ООО ТЦ «Сфера», 2006 М. В. Крулехт «Образовательная область ТРУД»
17.«Я и моя безопасность», Москва, 2011г
18. Г. Я. Павлова «Знакомим дошкольников с источниками опасности»
19. О. А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме:
« Правила и безопасность дорожного движения»
20. Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки» Безопасность для малышей»
21. Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ», Спб.. «Детство-Пресс»-2015г
22. Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие в старшей группе ДОУ» ,ООО «Детство-Пресс», 2014
23. Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий» ,М., «Скрипторий», 2013
24. Н. Н. Леонова « Художественно- эстетическое развитие детей в подготовительной группе ДОУ»
25. Давыдова Т.И. «Детский дизайн. Пластелинография», М., 2011
26. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева.-СПб.: «Детсво-Пресс», 2014г.
27. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие.-ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2013г.
28. О.Л.Князева, М.Д.Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры программа. Учебно-методическое пособие.-СПб.:»Детство-Пресс».1998г.
29. О.В.Ворнкевич «Добро пожаловать в экологию» парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.:СПб «Детсво-Пресс» 2014г.
30. Музыкальное развитие дошкольников на основе примерной, образовательной программы «Детство» содержание,планирование, конспекты, сценарии, методические советы.СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2015г.
31. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» Н.А.Ветлугина «Просвещение»1983г
32. «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н.А.Ветлугина 1989г
33. «Музыкальное образование в школе» Л.В.Школяр «Академия»2001г
34. «Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии» А.Г.Гогоберидзе «Феникс» 2008г
35. «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой (М.199г)
36. «Звук-волшебник» Т.Н.Девятовой «Линка-пресс»2000г
37. «Ритмическая мозаика» А.Н.Бурениной «Композитор»2000г
38. «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой «Владос» 1997г
39. «Синтез» К.В.Тарасовой М.1999г
40. «Камертон» Э.А. Костина «Линка-пресс»2008г
41. «Путешествие в мир прекрасного» О.А.Куревина «Баласс» 2001г
42. «Ладушки» И. М. Каплунова «Композитор» 2010г
43. Михайлова З.А. и др. «Математика-это интересно», Спб.. «Детство-Пресс»-2015г
44. З.А.Михайлова « Образовательная область Познание»,
45. З.А.Михайлова, А.М. Колесникова « Математика в детском саду»,
46. З.А.Михайлова « Развитие элементарных математических представлений от 3 до 6 лет»,
47. Л.В.Куцакова « Занятия по конструированию», Л.В. Куцакова « Конструирование и художественный труд»
Специальная литература
1. Большакова С. Е. Формируем слоговую структуру слова. – М., 2006.
2. Боровцова Л. А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М., 2008.
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно (конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе). – М., 2007. 3 ч.
4. Денисова Д., Дорожин Ю. Развитие речи у малышей (средняя группа).
5. Денисова Д., Дорожин Ю. Развитие речи у малышей (подготовительная группа).
6. Жукова Н. С. Букварь. – Екатеринбург, 2007.
7. Детская речь: норма и патология. – Самара, 2005.
8. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова. – М., 2007.
9. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. - СПб., 2006.
10. Карельская Е. Г. Растим говорунов. – М., 2007.
11. Крупенчук О. И. Учим буквы для детей 5-6 лет. – СПб., 2008.
12. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! – СПб., 2008.
13. Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. – М., 2007.
14. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. – М., 2006.
15. Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. Развитие связной речи («Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М., 2006.
16. Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. Развитие связной речи («Осень»). – М., 2006.
17. Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. Развитие связной речи («Зима»). – М., 2006.
18. Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. Развитие связной речи («Весна»). – М., 2006.
19. Козырева О. А., Дубешко Н. Б. Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи (старшая группа) – М., 2005.
20. Кирьянова Р. А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей. 5-7 лет. – СПб., 2005.
21. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы, слова. – СПб., 2008.
22. Микляева Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. – М., 2006.
23. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. – М., 2006.
24. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
25. Нищева Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя – логопеда. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
26. Н.В.Нищева Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
27. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2007.
28. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – СПб., 2007.
29. Нищева Н. В. Тетрадь для средней логопедической группы . 3 ч. – СПб., 2007.
30. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы . 3 ч. – СПб., 2006.
31. Нищева Н. В. Тетрадь для подготовительной логопедической группы . 3 ч. – СПб., 2007.
32. Османова Г. А., Перегудова Т. С. Тетрадка для зарядки (5-6 лет) № 1. – СПб., 2007.
33. Османова Г. А., Перегудова Т. С. Тетрадка для зарядки (6-7 лет). – СПб., 2007.
34. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д., 2006.
35. Писарева Н. Е. Мамины уроки. 5-6 лет. – СПб., 2005.
36. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. – СПб., 2006.
37. Ракитина В. А., Рыжанкова Е. Н. Логопедическая азбука. – Ростов н/Д., 2006.
38. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 2009.
39. Сычева Г. Е. Логопедический букварь. – М., 2007.
40. Ткаченко Т. А. Развитие мышления и речи по картинам с проблемным сюжетом у дошкольника 5-7 лет. – М., 2006.
41. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. – М., 2007.
42. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М. 2007.
43. Васильева С. А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М.: Школьная пресса, 2008.
44. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. – М.: ГНОМ и Д, 2008 – 3 ч.
45. Развитие монологической речи детей 6 -7 лет: занятия на основе сказок/ авт.-сост. А. А. Гуськова. – Волгоград: Учитель, 2010.
Сведения о материально-техническом оборудованных учебных кабинетов объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В МБДОУ работает 4 группы для детей с ОВЗ ( 3 группы для детей с общим недоразвитием речи и 1 группа для детей с задержкой психического развития) Ежегодно численность детей в данных группах варьируется от 46 до 53 человек. Из них 2 инвалида общего заболевания. Детей с трудностями в передвижении нет.
Рядом с калиткой детского сада есть пандус. Вход в детский сад для данной категории –доступен.
Для работы с данной категорией детей разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы, образовательная и иная деятельность (культурные практики) которых прописана на основе вариативной программы для детей с ОНР от 3-до 7 лет автора Н.В.Нищева и подготовка к школе детей с ЗПР автора С.Г. Шевченко.
Для детей с ОВЗ и инвалидов работает 3 кабинета учителя-логопеда и один кабинет учителя-дефектолога. Есть совмещенный музыкальный и спортивный зал. 4 групповые комнаты. Медицинский кабинет.
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ и инвалидами, имеют педагогическое образование, аттестованы на 1 или высшую квалификационную категорию. Каждые 3 года повышают квалификацию.
С родителями (законными представителями ) данной категории детей педагоги проводят просветительскую работу для успешной социализации.
Предметно-пространственная среда, условия охраны жизни и здоровья детей , условия питания для детей с ОВЗ и инвалидов созданы благоприятные. Безопасность среды, питания, здоровья регулируются внутренними нормативно-локальными актами на основе законодательства РФ.
Все кабинеты и зал оснащены информационными и электронными ресурсами , техническими средствами обучения., что доступно детям с ОВЗ и инвалидам.
Стипендий, общежития, интерната не имеем. Выпускников не трудоустраиваем.
Выпускники поступают (в том числе с ОВЗ и инвалиды) в массовые и специализированные школы, классы КРО.
Организация доступности объекта для инвалидов и детей с ОВЗ
№ п/п |
Категория инвалидов (вид нарушения) |
Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)* |
1 |
Все категории инвалидов |
Доступно условно |
2 |
Передвигающиеся на креслах-колясках |
Дотсупно условно |
3 |
С нарушением опорно-двигательного аппарата |
Доступно условно |
4 |
С нарушением зрения |
Доступно условно |
5 |
С нарушением слуха |
Доступно условно |
6 |
С нарушениями умственного развития |
Доступно условно |
Организация доступности основных структурно-функциональных зон
№ п/п |
Основные структурно-функциональные зоны |
Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов |
1 |
Территория, прилегающая к зданию (участок) |
доступно частично избирательно |
2 |
Входы/выходы в здание/из здания |
доступно частично избирательно |
3 |
Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации) |
доступно частично избирательно |
4 |
Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) |
доступно частично избирательно |
5 |
Санитарно-гигиенические помещения |
доступно частично избирательно |
6 |
Система информации и связи (на всех зонах) |
доступно частично избирательно |
7 |
Пути движения к объекту (от остановки транспорта) |
Доступно частично всем |
Средства обучения и воспитания воспитанников, в том числе, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Для осуществления образовательной деятельности с воспитанниками групп общеразвивающей направленности, и воспитанниками с ОВЗ и инвалидами, используются следующие средства обучения и воспитания:
1. Предметы материальной культуры. Игрушки (в том числе, больших размеров)
- сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.
- дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры
- игрушки-забавы
- спортивные тренажеры, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д.
- музыкальные игрушки металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.
- театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.)
- наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.; - технические игрушки:
фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, детские швейные машины и др. - строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.
- игрушки-самоделки и разных материалов
- игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», и др.
- натуральные объекты: объекты растительного мира
- реальные предметы (объекты)
- изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии
- оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, игровое оборудование и пр.
- дидактический материал (в том числе, раздаточный материал).
2.Технические средства обучения
Технические устройства (аппаратура)
- мультимедийные проекторы
- мультимедийные экраны
- магнитофоны, музыкальные центры, ноутбуки, музыкальные центры
- телевизоры
- периферийные устройства (мониторы, клавиатура, принтеры, сканеры, звуковые колонки и др.); Дидактические средства обучения (носители информации)
- звуковые – аудиозаписи музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки
- экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации, электронные дидактические игры, фильмы
3.Учебно- методическое обеспечение
- учебные пособия
- методические разработки
4. Художественные средства
- предметы декоративно-прикладного искусства, детская художественная литература и др.;
5.Средства наглядности (плоскостная наглядность)
Плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин/), предметные картинки, календарь природы и пр.;
6.Средства общения
- вербальные средства (речь)
- невербальные средства: визуальное взаимодействие;
Тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве
7.Средства стимулирование познавательной деятельности» помощь в обучении
- помощь–замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос подсказывает ход решения задачи)
- помощь-подражание (демонстрация образцов действий)
- помощь – сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из неё)
- помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач)
- противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеет, т.е. «сопротивление» познавательного материала
При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования
- учет возрастных и психологических особенностей воспитанников
- гармоничное использование разнообразны средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
- учет дидактических целей
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения;
Выбор средств обучения зависит от
- возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
- типа и структуры занятияколичества детей;
- интереса детей
- конкретных образовательных задач
- особенностей личности педагога, его квалификации.
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий приспособлено для использования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для данной категории воспитанников предусмотрены кабинеты – логопедический кабинет, кабинет дефектолога. На территории, рядом с центральной калиткой , имеется пандус.
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад № 255» г.о. Самара
Организация работы в условиях детского сада с инвалидами и лицами с ОВЗ включает в себя
- применение современных технологий, методов, приемов, форм организации образовательной деятельности в рамках общеобразовательной программы
- организацию деятельности специалистов в форме ПМП консилиума для выявления, обследования, разработки карты индивидуального развития воспитанников с ОВЗ
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанника педагогом-психологом
- организацию деятельности по профессиональной коррекции нарушения речи воспитанников учителем логопедом
- осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии воспитанников с ОВЗ учителем-дефектологом
- создание методического обеспечения, информационного обеспечения, применение ИКТ
- организацию взаимодействия с родителями (законными представителями) (профилактические и просветительские мероприятия)
- проведение индивидуальной или групповой коррекционной работы педагогом с целью устранения пробелов общего развития воспитанников
материально-техническое оснащение (кабинеты педагогов-психологов и учителей-дефектологов, логопедические кабинеты, спортивный зал, спортивная площадка, сенсорная комната, музыкальный зал, методический кабинет, медицинский кабинет).
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время ДОУ располагается в приспособленном двухэтажном здании, построенном в 1964 году. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Главный вход оборудован пандусом.
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Наличие оборудованных учебных помещений Для использования инвалидами и лицами с ОВЗ оборудовано: - 3 кабинета для занятий с учителем-логопедом; - 1 кабинет для занятий с учителем-дефектологом;
Библиотек, объектов спорта для обучения и воспитания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ не имеется. Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ Питание организовано на общих условиях. Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ Соответствие режима возрасту, состоянию здоровья и психологическим особенностям ребенка. Продолжительность различных видов деятельности, их рациональное чередование соответствует требованием СанПиН.
Достаточный отдых с максимальным пребыванием детей на открытом воздухе при соответствующей двигательной активности. Достаточный по продолжительности полноценный сон. Регулярное сбалансированное питание.
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ не имеется.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья созданы. Дети с ОВЗ и инвалиды осуществляют прием пищи в групповых комнатах и в соответствии с 10-дневным меню наравне с другими детьми ДОУ.
Условия питания
В работе по оздоровлению детей большое значение придается питанию. Оно сбалансировано и построено на основе 10-дневного меню, по сезонам, с учетом потребностей детского организма. Ежедневно дети получают необходимое количество белков, жиров и углеводов. В рационе присутствуют свежие фрукты, овощи, соки.
Общее санитарно-гигиеническое состояние ДОУ, питьевой, световой, воздушные режимы соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 года.
Питание является одним из важнейших факторов, определяющим здоровье детей, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде. В меню включено большое число разнообразных блюд. За качеством пищи следит медицинская сестра. Пищеблок детского сада оснащен всем необходимым техническим оборудованием.
Работники пищеблока аттестованы и своевременно проходят санитарно-гигиеническое обучение. Родителей знакомят с ежедневным меню.
Рацион
В рационе питания широко используются продукты с повышенной пищевой и биологической ценностью, что позволяет скорректировать пищевую ценность рациона по содержанию микроэлементов и сформировать у детей привычку к употреблению таких продуктов. Ассортимент блюд и кулинарных изделий, на основе которого сформировано примерное меню, включает в себя только те блюда и кулинарные изделия, которые по своим рецептурам и технологии приготовления соответствуют научно обоснованным гигиеническим требованиям к питанию детей дошкольного возраста. Под правильно сбалансированным питанием понимается питание, полностью отвечающее возрастным физиологическим потребностям детского организма в основных пищевых веществах и энергии. Большое значение имеет правильная организация питания детей в МДОУ.
Основные принципы рационального питания
- Соответствие энергетической ценности рациона энергетическим затратам ребенка.
- Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.
- Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
- Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.
- Учет индивидуальных особенностей питания детей с отклонениями в состоянии здоровья.
- Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.
- Соблюдение гигиенических требований к питанию детей.
Таким образом получается, что основная доля питания дошкольников происходит в МБДОУ и обеспечив правильное организованное, полноценное, сбалансированное питание, мы в значительной мере можем гарантировать нормальный рост и развитие детского организма, оказать существенное влияние на иммунитет ребенка, повысить работоспособность и выносливость детей, создать оптимальные условия для их нервно-психического и умственного развития. Все это становится абсолютной необходимостью в связи с влиянием на растущий детский организм таких социальных факторов, как резкое ускорение темпов жизни, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменение условий воспитания в семье. Поэтому организация питания в детском саду представляет собой задачу огромной социальной значимости.
Детям в детском саду может быть предоставлено индивидуальное питание в соответствии с показаниями здоровья ребенка и заявления родителей (законных представителей)
- Дети инвалиды и воспитанники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не имеют доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям Интернет.
Электронные образовательные ресурсы
- Наличие специальных технических средств обученияколлективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют. Доступ к электронным образовательным ресурсам дети с ОВЗ имеют.
Вид информационной системы, кол-во |
Вид помещения |
Функциональное использование |
Категория пользователей |
Персональный компьютер, 1 шт.и ноутбук |
Кабинет заведующего |
Выход в Интернет, работа с отчетной документацией, электронной почтой |
Заведующий МБДОУ детского сада №255 г.о. Самара |
Персональный компьютер |
Методический кабинет |
Осуществление методической помощи педагогам; организация консультаций, семинаров, педагогических советов; работа с отчетной документацией, оформление педагогического опыта, выход в интернет |
Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели |
Компьютер. 2 шт. Ноутбук, 1 шт. |
Специалисты |
Работа с документацией, выход в интернет |
|
Персональный компьютер, 3 шт. |
Кабинет бухгалтерии |
Работа с отчетной документацией, выход в интернет |
МБДОУ «Детский сад № 255» г.о.Самара не предоставляет доступ воспитанников к электоронным образовательным ресурсам, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
О количестве жилых помещений в общежитиии, интернате, приспособленных для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Наличие общежития – нет
Наличие интернета – нет
Количество жилых помещений в общежитии – нет
Количество жилых помещений в интернате – нет
Формирование платы за проживание в общежитии – нет
Иные виды материальной поддержки – нет
Трудоустройство выпускников – нет
О специальных условиях охраны здоровья детей с ОВЗ и инвалидов.
В целях обеспечения комплексной безопасности, обеспечения безопасного пребывания детей в ДОУ разработана и внедрена система мер обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в здании и на территории ДОУ:
- Заключены договоры по обеспечению безопасности
ООО « Ваша безопасность»
2. ООО частная охранная организация «Охрана и защита»
3. Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Р.Ф. по Самарской области» - на объекте осуществляется система пропускного режима;
- электронная система доступа, магнитные замки на входах в ДОУ.
В ДОУ установлены защитные средства:
- система видеонаблюдения, 6 наружных видеокамер;
- обеспечена противопожарная безопасность, установлена современная автоматическая пожарная сигнализация «АПС», система голосового оповещения и системы вывода сигнала на пульт 01.
- Тревожная кнопка.
- Имеются в необходимом количестве первичные средства пожаротушения: 7 огнетушителей. Пути эвакуации свободны, планы эвакуации и знаки соответствуют требованиям, имеются светящиеся указатели «выход»;
- для сотрудников ДОУ разработан план мероприятий по пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям:
- издан приказ о назначении ответственных лиц;
- ежеквартально проводится инструктаж сотрудников по охране жизни и здоровья детей, (при необходимости внеплановый), ведутся журналы инструктажей;
- ежегодно проводится обучение 3 сотрудников правилам противопожарной безопасности, из числа сотрудников детского сада создана пожарная дружина и штаб гражданской обороны;
- оформлены информационные стенды по противопожарной безопасности и гражданской обороне;
- 2 раза в год с сотрудниками проводятся плановые учения практические занятия по отработке действий при возникновении пожаров и чрезвычайных ситуаций;
- в медицинском кабинете, в каждой группе, на пищеблоке имеются аптечки первой помощи;
- в штате дошкольного учреждения 1 квалифицированный медицинский работник;
- еженедельно воспитатели проводят с детьми беседы, занятия по правилам безопасного поведения в ДОУ, на улице, дома;
- в группах имеются уголки безопасности для детей, укомплектованные специальными книгами, играми, аудио и видеоматериалами;
- для старших дошкольников 1-2 раза в год проводится досуг по правилам безопасности;
Организация предметно-развивающей среды, способствуют полноценному пребыванию детей в ДОУ, дают возможность для развития самостоятельной и совместной деятельности. Специально оборудованные помещения позволяют осуществлять воспитательно-образовательную, коррекционную и оздоровительную работу с детьми в соответствии с поставленными перед ДОУ задачами, осуществлять всестороннее развитие личности ребенка, учитывая их интересы и повышать качество работы дошкольного учреждения.