Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Педагоги в ДОУ стремятся обеспечить условия, необходимые для сохранения и укрепления физического, психического и психологического здоровья детей, их психофизического, интеллектуального и личностного развития. Развитие детей осуществляется через взаимодействие со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для них сферах жизни (игровой, познавательной, продуктивной и другой).
Педагогическая среда создается с учетом возрастных возможностей, зарождающихся половых склонностей и интересов, и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного развития каждого ребенка.
Педагоги стремятся создать в ДОУ комфортную и уютную для детей обстановку с учетом требований ФГТ к предметно-развивающей среде. Смотры-конкурсы способствуют обновлению, пополнению, систематизации оборудования, оформлению развивающей среды в соответствии с принципами, рекомендациями авторов программ. Педагоги стремятся гибко и вариативно использовать пространство группы. При подборе пособий, игрушек учитывают возможность многофункционального использования. В ДОУ созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей.
Здание, игровая площадка, оборудование содержится в чистоте и хорошем состоянии, исключающем опасность для детей: нет острых углов, заноз, гвоздей, оборудование закреплено. Все моющие средства закрыты и недоступны детям. Мебель стандартная, соответствует ростовым показателям. Санитарные правила содержания ДОУ выполняются. Для реализации оздоровительных задач, физического развития детей созданы следующие условия:
- физкультурно-музыкальный зал
- спортивное оборудование, позволяющее обеспечивать достаточную моторную плотность занятий и интерес к выполнению движений и упражнений ( маты, гимнастические скамейки, лестницы, мячи разных размеров, гимнастические палки и т.д. )
- в каждой группе для развития двигательной активности детей оборудованы спортивные центры (кегли, мячи, кольцебросы, городки, различные виды дорожек для коррегирующей ходьбы и др. ).
Для формирования навыков безопасного поведения на улице в каждой группе оборудованы центры безопасности движения
-
настольно-печатные и дидактические игры, знакомящие с правилами дорожного движения, развивающие пространственную ориентацию, словесную регуляцию действий, умение работать по правилам, инструкциям
- макеты
- иллюстрации, ситуации, дорожные знаки, альбомы
- разные виды транспорта
- детская литература
- детские работы
- оборудование сюжетно – ролевых игр («Водитель», «Гараж» и т.д.)
В группах созданы центры активности для организации сюжетно – ролевых игр, соответствующие возрастным возможностям и потребностям воспитанников. Организация игровых уголков не ограничивается несколькими стандартными сюжетами («Больница», «Магазин» и др.).Для игр используются различные декорации, элементы костюмов, придающие достоверность ситуации. Широко используются не только игрушки, но и предметы-заместители, бросовый материал, развивающие все виды восприятия, сенсорные представления, основные мыслительные операции. При планировании игровых центров предусмотрена поло-ролевая дифференциация детей. В группах (особенно в коррекционных ) много развивающих игр (мозаики, конструкторы, лото и т.д. ), оказывающих существенное влияние на развитие интеллекта. Оформление и достаточное оборудование игровых центров позволяет организовывать свободную, совместную деятельность детей.
В каждой группе оформлены центры «Играем в театр», в которых представлены разные виды театров. Дети с удовольствием смотрят сказки, показываемые взрослыми, и разыгрывают их сами. Дети старшего дошкольного возраста способны придумать ситуацию, сказку и разыграть ее. Драматизации помогают детям раскрыться, стать более раскованными. Педагоги групп коррекции побуждают детей, с помощью театрализованной деятельности, к свободному речевому общению и используют для коррекционной работы, создают оптимальные условия для развития мотивационной сферы детей, формируя познавательные мотивы, речевые навыки, межличностные отношения (ширмы, пальчиковые, плоскостные куклы, куклы би-ба-бо и др.).
Оборудование экологических центров направлено на расширение представлений воспитанников об окружающем, развитие наблюдательности, восприятия, экологической культуры (календари природы, цветы, аквариумы, огород на подоконнике, мини-лаборатории, поделки из природного материала и т.п.). Дети с удовольствием наблюдают, ухаживают в группах есть необходимые материалы для организации трудовой деятельности ).
Для развития изобразительной деятельности, самовыражения в группах созданы центры креативного развития, в которых представлены разные изобразительные материалы (трафареты, картон, бумага, краски, напольные и настольные конструкторы , альбомы для рассматривания и др.).Все это позволяет использовать различные материалы, осваивая их свойства и отражая свои знания, умения, чувства в работе. В группах оформляются выставки детских работ, коллективных панно. Наличие такого центра позволят каждому ребенку в любой момент заняться рисованием, конструированием, реализовать свои творческие возможности. На занятиях изо. цикла детей знакомят с использованием материалов, различными техниками изображения, в том числе нетрадиционными.
Создание музыкальной среды включает
- наличие звучащих игрушек (в т.ч. из бросового материала)
- муз. инструменты (аккордеоны, гармошки, металлофоны, ложки, румбы и т.д.)
- музыкально-дидактические игры для развития высоты звука, ритма и т.д.
- аудиотехника
Часто используется музыкальное сопровождение режимных моментов (на занятиях, как фон в свободной деятельности детей и т.д.), что способствует снятию чрезмерной возбудимости и нервозности, или наоборот, музыка заряжающая своим настроением.
Оформлены краеведческие центры (карты, альбомы, книги, поделки. Например: крепость Самары, костюмы народов Поволжья, Герб, Гимн, открытки и т.п.)
- книги разного формата, жанра, в том числе энциклопедии, буквари
- издания периодики («Неугомонные детки», «Научи меня, мама» и т.п.)
- серии сюжетных картинок
- дидактические игры (по подбору прилагательных, составление словосочетаний и предложений, труднопроизносимые слова и т.п.)
В группах коррекции оформлены речевые газеты (картинки по теме недели, загадки, ребусы, слоговые таблицы и т.п.).
В коррекционных группах развивающая среда направлена на решение коррекционных задач. В группе ЗПР много игр и пособий на развитие сенсорной сферы, моторики, внимания, речи, мышления и т.д. В группах ОНР акцент в создании развивающей среды сделан на речевое развитие (игры и пособия на активизацию словарного запаса, грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие психических процессов).
На наш взгляд, для реализации коррекционных целей и задач созданы и видоизменяются благоприятные условия. Оборудование предметно-развивающей среды тщательно продумано на всей территории ДОУ и способствует разностороннему развитию детей.
Также в группах коррекции оборудованы 3 логопедических кабинета и 1 кабинет дефектолога, во всех кабинетах специалистов имеется полный комплект пособий, необходимых для работы с детьми данной категории. Всё оборудование логопедов, используемое для постановки звуков механическим способом является одноразовым и приобретается в аптеках.
В ДОУ в наличии имеется 7 персональных компьютеров, 2 копировальных аппарата, выход в интернет с электронным почтовым ящиком на ресурсе www.mail.ru, мультимедийное оборудование.
Описание материально-технического ресурса образовательного процесса
Условия для детей дошкольного возраста
В ДОУ созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей.
Игровая площадка защищена от уличных опасностей забором. Здание, игровая площадка, оборудование содержится в чистоте и хорошем состоянии, исключающем опасность детей: нет острых углов, заноз, гвоздей, оборудование закреплено, электрические розетки снабжены электрическими колпачками, все химикаты, моющие средства закрыты и недоступны для детей.
Мебель стандартная, соответствует ростовым показателям. Санитарные правила содержания детского сада выполняются.
Предметно-развивающая среда
Помещения | Формы использования | Предметно-развивающая среда |
Методический кабинет |
Осуществление методической помощи педагогам. Организация индивидуальных консультаций для педагогов. Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития. Выставка изделий народно – прикладного искусства. |
Библиотека педагогической, психологической, справочной, энциклопедической и методической литературы. Библиотека периодических изданий. Компьютер, принтер. Пособия для организации различных видов деятельности с детьми. Опыт работы педагогов. Материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов, тренингов. Демонстрационный, раздаточный материал для организации различных видов деятельности с детьми. Иллюстративный материал |
Медицинский кабинет |
Медицинский осмотр детей. Профилактические мероприятия. Консультативно – просветительская работа медсестры и врачей с родителями воспитанников |
Ростомер медицинский Облучатель 3 (6) – ламповый бактерицидный «СН- 211» Весы электронные бытовые Измеритель артериального давления и частоты пульса автоматический |
Музыкальный зал и спортивный зал |
Утренняя гимнастика. Физкультурные занятия, (двигательная деятельность). Спортивные досуги. Развлечения, праздники. Консультативная работа с родителями и воспитателями. Занятия по музыкальному воспитанию. Индивидуальные занятия. Тематические досуги. Развлечения. Театральные представления. Праздники и утренники. Консультативная, методическая помощь по развитию музыкально – эстетических способностей детей. Родительские собрания, тренинги, семинары и прочие мероприятия для родителей. Организация консультаций, семинаров, тренингов для педагогов, педагогических советов. |
Физкультурное оборудование для развития основных видов движений и развития физических качеств Стенка шведская Стенка спортивная Велотренажер Вестибулярный тренажер Туннель «гусеница» Коврик массажный со следочками Мат детский Набор спортивный Спортивный комплекс с горкой и кольцом Набор мягких модулей Библиотека методической литературы, сборники нот. Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала. Музыкальный центр. Фортепиано. Разнообразные музыкальные инструменты для детей. Подборка аудиокассет и дисков с музыкальными произведениями. Различные виды театров, ширма для кукольного театра. Детские и взрослые костюмы. Стулья для детей. |
Кабинеты учителей-логопедов и дефектолога | Занятия подгрупповые и индивидуальные учителя-логопеда | Наличие литературы и пособий по работе с детьми с ОНР и ЗПР |
Групповое помещение |
Игровая комната, раздевальная комната, умывальная туалетная комната, спальное помещение Организация образовательного процесса Осуществление присмотра и ухода |
|
Спортивная площадка | Прогулка, занятия на улице по ФИЗО, игры. | Обеспечение безопасных условий для спортивных, и подвижных игр на участке, природоведческой деятельности, занятий, досуга, праздников. |
Площадки для прогулки | Прогулка, занятия на улице по ФИЗО, игры. |
Фонд учебной и учебно-методической литературы
Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно- методической литературы | Кол-во | |
1 | Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Т.И.Бабаевой. – М.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2014 | 7 |
2 | «Физическое развитие», Волгогад, Учитель, 2015 г. Е.А.Мартынова | 7 |
3 | «Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников»,Л.А.Соколова Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2015г. | 7 |
4 | «Программа Светофор» Т.И.Данилова, СПБ., ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2011г. | 7 |
5 | «Образовательная область познание» З.А.Михайлова, Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2013г. | 7 |
6 | «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» Т.Н.Вострухина, Л.А.Кондратьева., Москва, «Сфера», 2011г. | 6 |
7 | Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Народный календарь», «Осень золотая», «Зима-чародейка», «Весна-красавица», «Лето красное», Москва, «Цветной мир», 2013г. | 7 |
8 | Коломийченко Л.В. «Дорогою добра» (программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников), Москва, «Сфера», 2015г. | 6 |
9 | Коломийченко Л.В.»Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию», М.ТЦ Сфера, 2015г. | 6 |
10 | Сомкова О.Н. «Образовательная область коммуникация», Спб., «ДЕТСТВО_ПРЕСС»- 2012г. | 5 |
11 | Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду», 2014г. | 6 |
12 | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в средней группе детского сада, развитие речи», Воронеж,»Учитель», 2004г. | 2 |
13 | Иванищева О.Н. «Развитие связной речи» (старшая группа). Волгогад, «Учитель», 2012 г. | 4 |
14 | Нищева Н.В. «Формирование навыков пересказа у детей дошкольного возраста», Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2014г. | 4 |
15 | Горошилова Е.П., Шлык Е.В., «Перспективное планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2014г. | 1 |
16 | Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2014г. | 2 |
17 | Михайлова З.А. «Математика- это интересно» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2015г. | 3 |
18 | Голицина Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий», Москва, 2-13 г. | 3 |
19 | Голицина Н.С. «Я и моя безопасность», Москва, 2011г. | 3 |
20 | Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» | 3 |
21 | Леонова Н.Н. «художественно-эстетическое развитие детей» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2014г. | 7 |
22 | Е.А.Мартынова «Физическое развитие» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2015г. | 7 |
23 | Л.А.Соколова «Комлекс сюжетных утренних гимнастик для дошкольников» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2015г. | 7 |
24 | Л.А.Уланова «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2010г. | 7 |
25 | О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2015г. | 7 |
26 | О.А.Волонкевич «Добро пожаловать в экологию!» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2014г. | 7 |
27 | О.М.Сомкова «Образовательная область коммуникация» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2012г. | 6 |
28 | В.А.Деркунская «Образовательная область безопасность» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2012г. | 6 |
29 | Т.И.Бабаева «Образовательная область социализация» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2013г. | 6 |
30 | А.М.Вербенец «Образовательная область художественное творчество» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2012г. | 7 |
31 | З.А.Михайлова «Образовательная область познание» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2012г. | 6 |
32 | О.В.Акулова «Образовательная область чтение художественной литературы» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2012г. | 7 |
33 | М.В.Крулехт «Образовательная облавсть труд» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2012г. | 7 |
34 | В.А.Деркунская «Образовательная область здоровье» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2012г. | 7 |
35 | Т.С.Грядкина «Образовательная область физическая культура» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2012г. | 7 |
36 | И.А.Лыкова «Гендерный подход в образовании» Цветной мир, 2013г. | 7 |
37 | Н.В.Нищева «Подготовка к обучению грамоте» Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2015г. | 4 |
38 | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (младшая группа) — М.: Карапуз-Дидактика, 2006 | 1 |
39 | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (средняя группа) — М.: Карапуз-Дидактика, 2007 | 1 |
40 | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (старшая группа) — М.: Карапуз-Дидактика, 2007 | 1 |
41 | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (подготовительная группа) — М.: Карапуз, 2008 | 1 |
42 | Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду— М.: Карапуз-Дидактика, 2008 | 1 |
43 | Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду— М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010 | 1 |
44 | Буренина А.И. Ритмическая мозаика (Программ мА по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). СПб.: ЛОИРО, 2000 | 7 |
45 | Радынова ОП Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке. М.: ТЦ Сфера, 2009 | 7 |
46 | Радынова ОП Музыкальные шедевры: Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. М.: ТЦ Сфера, 2009 | 6 |
47 | Радынова ОП Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. М.: ТЦ Сфера, 2009 | 7 |
48 | Радынова ОП Музыкальные шедевры: Природа и музыка. М.: ТЦ Сфера, 2009 | 7 |
49 | Пензулаева Л.И. « Физическая культура в детском саду» М. Мозаика-синтез.2016 | 3 |
Условия для интеллектуального, физического и художественно-эстетического развития детей
Театрализованная деятельность
В группах имеется оборудование для развития театрализованной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей, ширмы, виды театров:
• кукольный;
• настольный;
• пальчиковый.
В большом количестве шапочки, маски, элементы костюмов для драматизации.
Музыкальная деятельность
Для музыкального развития детей оборудован музыкальный зал; имеются детские музыкальные инструменты: треугольники, румбы, металлофоны, ложки, бубны; технические средства: музыкальный центр, магнитофоны в группах; научно-методическая и художественная литература, учебно-наглядные пособия: портреты композиторов, музыкально-дидактические игры, атрибуты к играм, костюмы, кассеты и диски с музыкальными записями.
Изобразительная деятельность
Имеются в наличии мольберты, предметы декоративно-прикладного искусства, иллюстрации картин художников, изобразительные материалы: карандаши, акварель, гуашь, сангина, пастель, цветные, простые, угольные карандаши, восковые мелки, фломастеры в достаточном количестве. В группах имеется весь материал для организации продуктивной деятельности с детьми, оборудованы уголки творчества для самостоятельной деятельности детей. Периодически оформляются выставки детского изобразительного творчества.
Конструктивная деятельность
Для развития конструктивных умений и навыков у детей в МБДОУ имеются различные виды конструкторов: деревянный, пластмассовый конструктор «Лего», достаточное количество природного и бросового материала, мягкие модули, в большом количестве разнообразные мозаики, танграммы, пазлы, разрезные картинки.
Экологическая культура
Для воспитания у детей экологической культуры в группах имеются уголки природы, мини-лаборатории для проведения опытов, занятий и наблюдений по элементарно - поисковой деятельности с детьми, календари природы и погоды, оборудование для игр с песком и водой. На территории детского сада разбит цветник, на котором дети принимают непосредственное участие в выращивании цветов для озеленения и украшения территории детского сада. В МБДОУ имеется необходимое количество иллюстрированного материала, библиотека справочной и методической литературы, коллекции минералов, ракушек, гербарии, муляжи, дидактические игры.
Физическое развитие
Для осуществления занятий по физическому развитию детей в ДОУ функционирует совмещенный зал. Зал оснащен спортивным комплексом. Различное оборудование для проведения общеразвивающих упражнений (игры, гантели, палки, кегли, кубики, флажки, ленты); имеются вертикальные и горизонтальные цели для метания, а также стенка для лазания «Скалодром», тренажеры, тоннели.
Развитие представлений о человеке в истории и культуре
В группах оборудованы уголки краеведения, имеются книги, пособия, энциклопедии, библии, рассказывающие об истории предметов, вещей, техники.
Игровая деятельность
В группах имеется игровое оборудование для сюжетных игр, наборы игрушек в соответствии с возрастными и педагогическими требованиями, конструкторы, настольно-печатные, дидактические игры. Созданы уголки физоборудования для проведения подвижных игр, изготовлены наборы для театрализованных игр. В дошкольном учреждении созданы условия с учетом программных требований, а также для развития и воспитания интересов и потребностей детей.
В ДОУ созданы условия для художественно-эстетического развития детей. Эстетическое оформление помещений детского сада способствует художественному развитию детей: группы и коридоры украшают детские работы, выполненные в разной технике, декоративные композиции из природного и бросового материала. В группах в свободном доступе для детей имеются необходимые материалы для рисования, лепки, аппликации, художественного труда: бумага разного вида, формата, цвета, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные восковые мелки, уголь, природный и бросовый материал. В достаточном количестве репродукции картин, рассказывающих детям о разных видах искусства: натюрморты, пейзажи, портреты; имеется научно познавательная литература, которая знакомит с жизнью и творчеством отечественных и зарубежных художников; для рассматривания есть скульптуры малых форм.
Музыка сопровождает разные виды детских деятельностей, используется на занятиях, утром и вечером при встрече и прощании с детьми, во время режимных процессов, в спальне при укладывании спать.
На участках групп имеется спортивное оборудование для поддержки двигательной активности в свободной деятельности: ракеты для лазания, лесенки различной конфигурации, горки.
Сведения о материально-техническом оборудованных учебных кабинетов объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В МБДОУ работает 4 группы для детей с ОВЗ ( 3 группы для детей с общим недоразвитием речи и 1 группа для детей с задержкой психического развития) Ежегодно численность детей в данных группах варьируется от 46 до 53 человек. Из них 2 инвалида общего заболевания. Детей с трудностями в передвижении нет.
Рядом с калиткой детского сада есть пандус. Вход в детский сад для данной категории –доступен.
Для работы с данной категорией детей разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы, образовательная и иная деятельность (культурные практики) которых прописана на основе вариативной программы для детей с ОНР от 3-до 7 лет автора Н.В.Нищева и подготовка к школе детей с ЗПР автора С.Г. Шевченко.
Для детей с ОВЗ и инвалидов работает 3 кабинета учителя-логопеда и один кабинет учителя-дефектолога. Есть совмещенный музыкальный и спортивный зал. 4 групповые комнаты. Медицинский кабинет.
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ и инвалидами, имеют педагогическое образование, аттестованы на 1 или высшую квалификационную категорию. Каждые 3 года повышают квалификацию.
С родителями (законными представителями ) данной категории детей педагоги проводят просветительскую работу для успешной социализации.
Предметно-пространственная среда, условия охраны жизни и здоровья детей , условия питания для детей с ОВЗ и инвалидов созданы благоприятные. Безопасность среды, питания, здоровья регулируются внутренними нормативно-локальными актами на основе законодательства РФ.
Все кабинеты и зал оснащены информационными и электронными ресурсами , техническими средствами обучения., что доступно детям с ОВЗ и инвалидам.
Стипендий, общежития, интерната не имеем. Выпускников не трудоустраиваем.
Выпускники поступают (в том числе с ОВЗ и инвалиды) в массовые и специализированные школы, классы КРО.
Организация доступности объекта для инвалидов и детей с ОВЗ
№ п/п | Категория инвалидов (вид нарушения) | Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)* |
1 | Все категории инвалидов | Доступно условно |
2 | Передвигающиеся на креслах-колясках | Дотсупно условно |
3 | С нарушением опорно-двигательного аппарата | Доступно условно |
4 | С нарушением зрения | Доступно условно |
5 | С нарушением слуха | Доступно условно |
6 | С нарушениями умственного развития | Доступно условно |
Организация доступности основных структурно-функциональных зон
№ п/п | Основные структурно-функциональные зоны | Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов |
1 | Территория, прилегающая к зданию (участок) | доступно частично избирательно |
2 | Входы/выходы в здание/из здания | доступно частично избирательно |
3 | Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации) | доступно частично избирательно |
4 | Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) | доступно частично избирательно |
5 | Санитарно-гигиенические помещения | доступно частично избирательно |
6 | Система информации и связи (на всех зонах) | доступно частично избирательно |
7 | Пути движения к объекту (от остановки транспорта) | Доступно частично всем |
Средства обучения и воспитания воспитанников, в том числе, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Для осуществления образовательной деятельности с воспитанниками групп общеразвивающей направленности, и воспитанниками с ОВЗ и инвалидами, используются следующие средства обучения и воспитания:
1. Предметы материальной культуры. Игрушки (в том числе, больших размеров)
- сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.
- дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры
- игрушки-забавы
- спортивные тренажеры, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д.
- музыкальные игрушки металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.
- театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.)
- наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.; - технические игрушки:
фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, детские швейные машины и др. - строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.
- игрушки-самоделки и разных материалов
- игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», и др.
- натуральные объекты: объекты растительного мира
- реальные предметы (объекты)
- изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии
- оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, игровое оборудование и пр.
- дидактический материал (в том числе, раздаточный материал).
2.Технические средства обучения
Технические устройства (аппаратура)
- мультимедийные проекторы
- мультимедийные экраны
- магнитофоны, музыкальные центры, ноутбуки, музыкальные центры
- телевизоры
- периферийные устройства (мониторы, клавиатура, принтеры, сканеры, звуковые колонки и др.); Дидактические средства обучения (носители информации)
- звуковые – аудиозаписи музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки
- экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации, электронные дидактические игры, фильмы
3.Учебно- методическое обеспечение
- учебные пособия
- методические разработки
4. Художественные средства
- предметы декоративно-прикладного искусства, детская художественная литература и др.;
5.Средства наглядности (плоскостная наглядность)
Плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин/), предметные картинки, календарь природы и пр.;
6.Средства общения
- вербальные средства (речь)
- невербальные средства: визуальное взаимодействие;
Тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве
7.Средства стимулирование познавательной деятельности» помощь в обучении
- помощь–замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос подсказывает ход решения задачи)
- помощь-подражание (демонстрация образцов действий)
- помощь – сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из неё)
- помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач)
- противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеет, т.е. «сопротивление» познавательного материала
При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования
- учет возрастных и психологических особенностей воспитанников
- гармоничное использование разнообразны средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
- учет дидактических целей
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения;
Выбор средств обучения зависит от
- возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
- типа и структуры занятияколичества детей;
- интереса детей
- конкретных образовательных задач
- особенностей личности педагога, его квалификации.
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий приспособлено для использования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для данной категории воспитанников предусмотрены кабинеты – логопедический кабинет, кабинет дефектолога. На территории, рядом с центральной калиткой , имеется пандус.
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад № 255» г.о. Самара
Организация работы в условиях детского сада с инвалидами и лицами с ОВЗ включает в себя
- применение современных технологий, методов, приемов, форм организации образовательной деятельности в рамках общеобразовательной программы
- организацию деятельности специалистов в форме ПМП консилиума для выявления, обследования, разработки карты индивидуального развития воспитанников с ОВЗ
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанника педагогом-психологом
- организацию деятельности по профессиональной коррекции нарушения речи воспитанников учителем логопедом
- осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии воспитанников с ОВЗ учителем-дефектологом
- создание методического обеспечения, информационного обеспечения, применение ИКТ
- организацию взаимодействия с родителями (законными представителями) (профилактические и просветительские мероприятия)
- проведение индивидуальной или групповой коррекционной работы педагогом с целью устранения пробелов общего развития воспитанников
материально-техническое оснащение (кабинеты педагогов-психологов и учителей-дефектологов, логопедические кабинеты, спортивный зал, спортивная площадка, сенсорная комната, музыкальный зал, методический кабинет, медицинский кабинет).
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время ДОУ располагается в приспособленном двухэтажном здании, построенном в 1964 году. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Главный вход оборудован пандусом.
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Наличие оборудованных учебных помещений Для использования инвалидами и лицами с ОВЗ оборудовано: 3 кабинета для занятий с учителем-логопедом; 1 кабинет для занятий с учителем-дефектологом;
Библиотек, объектов спорта для обучения и воспитания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ не имеется. Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ Питание организовано на общих условиях. Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ Соответствие режима возрасту, состоянию здоровья и психологическим особенностям ребенка. Продолжительность различных видов деятельности, их рациональное чередование соответствует требованием СанПиН.
Достаточный отдых с максимальным пребыванием детей на открытом воздухе при соответствующей двигательной активности. Достаточный по продолжительности полноценный сон. Регулярное сбалансированное питание.
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ не имеется.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.